+7(84722) 4-51-42
elistalyceum@mail.ru
г. Элиста, ул. Губаревича, д.14

Мастер класс «Обычай празднования Зул»

9 декабря 2020

8.12.20 в рамках проведения мероприятий посвященных празднованию калмыцкого национального праздника «Зул» заведующая Музейным комплексом Тюлюджиева Л.Б. провела мастер класс «Обычай празднования Зул» для обучающихся 8 «а», 8 «г» класса.

DSC03853.JPG DSC03851.JPG

В этот день калмыки встречают новый год и начало зимы. Приходится он на 25-е число месяца коровы (быка) по калмыцкому календарю – лит. Название происходит от обычая возжигать зул (лампада) – символ почитания бурханов, гадания о будущем. Праздник древний, корнями уходит во времена, когда обозначал рождение Вселенной. Позднее его приурочили к уходу в мир иной Чже Цонкапы (Цзонхавы) (1357 - 1419) - основателя буддийской школы гелуг, одной из самых влиятельных в Тибете. Реформатор и философ, он почитается в Тибете как второй Будда. Два его сочинения - «Ламрим» (посвященное общему пути Махаяны) и «Нагрим» (посвященное пути Тайной Мантры) охватывают духовную практику буддизма во всем его объеме. Сам Цзонхава в конце жизни просил будущих учеников не печалиться, что не успели встретиться с ним лично, а прочесть два упомянутых труда, что будет равносильно этому.

У калмыков Зул принято встречать в домашнем кругу, в чистоте и обновках, не оставляя в доме ничего грязного. Празднование начинают с утра, когда хозяйки в домах возжигают лампаду, варят чай, ставят деж (первая порция) бурханам и накрывают национальными блюдами стол, который должен быть похожим на переполненную чашу, символизируя собой достаток в семье. После завтрака и до наступления сумерек младшие члены семьи ходят поздравлять старших в роду. Но к вечеру обязательно возвращаются домой, ибо издавна именно в день просветления и ухода в нирвану Цзонхавы, именуемого калмыками Зунква-гегян, каждый степняк, даже если его день рождения приходится на другое время, становится старше на один год.

DSC03841.JPG

 IMG_20201208_120906.jpg

DSC03863.JPG


Возрастная лампадка готовится из крутого теста, которому придается форма лодки, ладьи. В эту ладью втыкаются пучки из стебля дикой ржи или пшеницы - «цаган овсн». Их должно быть ровно столько, сколько членов в семье. Втыкать эти пучки положено слева направо, по старшинству членов семьи. В каждом пучке должно быть столько стеблей ржанца, сколько лет человеку которому этот пучок нарекается, плюс 1-2 травинки для продления жизни на 1-2 года (допустим, если вам 24 года, нужно приготовить 25 стеблей, если 25, то 27, число не должно быть четным). Аккуратно собрав в пучок (нарезаннные размером, примерно, со спичку) стебли ржанца, при этом верхняя часть стебля должна быть направлена именно вверх, надо осторожно обмотать верхнюю часть пучка тонким слоем ваты. Всего делается три слоя. Затем верхний конец пучка пропитывается топленым маслом. Все пучки следует приготовить заранее, чтобы они без проблем встали в приготовленную ладью. Когда ладья жизни готова, эту сложную лампадку нужно зажечь ( начиная с левой стороны, то есть с той стороны, где расположены ритуальные года (йоркг) старших членов семьи ), и всем членам семьи поклониться лампадке (насан авх) и произнести слова молитвы: «Ом - мани - падме - хум». Если в момент возжигания лампадки кого-то из членов семьи нет дома, то за него должен помолиться кто-то из присутствующих членов семьи: за сына - отец, за дочь мать. После этой молитвы все получают дополнительно к прожитым годам еще один год. Нельзя забывать о том, что насна зул (возрастная лампадка) должна догореть сама, ее ни в коем случае нельзя тушить. После совершения этого ритуала следует приступить к другому, который традиционно положено выполнять матери семейства. Для совершения этого ритуала берется заранее приготовленная маленькая лампадка цилиндрической формы, приготовленная также из теста. В ней находится пучок ржанца из девяти травинок, потому и лампадка называется «йисня гол». Эту лампадку женщина должна держать в правой руке и опять же правое колено преклонить перед входной дверью, открытой настежь, и в этом положении молиться до тех пор, пока лампадка не погаснет (лампадка горит недолго). Этой самой молитвой мать просит у бога благословить всю ее семью, весь народ. После того, как лампадка погаснет, надо аккуратно вынуть из теста пучок недогоревшей травы, а само тесто поджарить на сковороде и съесть в кругу семьи. Чужим это ритуальное блюдо давать нельзя.

В завершение мастер класса Манджиков Алексадр и Колдаев Тимур произнесли йорял.

IMG_20201208_121649.jpg DSC03869.JPG



Возврат к списку