+7(84722) 4-51-42
elistalyceum@mail.ru
г. Элиста, ул. Губаревича, д.14

Наминова Эльмира Эркинбековна

Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении. Обобщение. (Урок-практикум)

Цели:

· Систематизировать и обобщить знания по теме; закрепить навыки определения смысловых отношений между частями БСП и выбора нужного знака препинания.
· Развивать монологическую лингвистическую речь, совершенствовать выразительность чтения лирических произведений.
· Прививать любовь к поэзии, литературе и природе родного края, опираясь на поэтические тексты народного поэта Калмыкии Д. Н. Кугультинова

Оборудование: компьютер, проектор, презентация урока

Технологии: личностно ориентированного обучения, дифференцированного обучения, проблемной деятельности, элементы УДЕ, ИКТ, экологического обучения и воспитания.

ХОД УРОКА

I. Слово учителя

Возможности русского языка безграничны в выражении мыслей и самых разнообразных чувств: радости и боли, горя и счастья, печали и восторга. Сегодня мы обратим внимание на бессоюзные сложные предложения. Если тема урока – «Бессоюзные сложные предложения», какие цели и задачи мы должны перед собой сегодня поставить?

(Ответы учащихся)

Да, мы будем совершенствоваться в определении смысловых отношений между частями БСП и выборе необходимого знака препинания.

II. Экспресс-повторение

1. Беседа по вопросам

-А чтобы успешно реализовывать все наши цели, какие термины, понятия мы должны прежде всего вспомнить и сформулировать?
-Что такое синтаксис?
-Что такое пунктуация?
-Дайте определение предложению.
-Что такое сложное предложение?
-Чем бессоюзное предложение отличается от союзного?

2. Параллельно выполняется индивидуальная работа по карточкам на доске с последующей проверкой.

3. Монологический ответ по опорной записи

-Расскажите о сложных предложениях, используя опорную запись:

Сложное предложение, в отличие от простого, состоит из ______. Сложные предложения по наличию средств связи делятся на _______ и _______ . Бессоюзным называется такое предложение, части которого связываются ______ ; при их соединении особую роль играет _____.

III. Тренировочные задания

1.Синтаксическая пятиминутка

- Сегодня нам на уроке поможет в нашей работе поэзия, пейзажная лирика, стихи о природе народного поэта Калмыкии Д. Н. Кугультинова.

В месяце Цаган душистом чистом
К нам в Калмыкию пришла весна
Оглашая степь весенним свистом
Суслик пробудился ото сна…

-Расставьте знаки препинания, объяснив свой выбор. Постройте схему данного предложения.

2. Постановка проблемного вопроса.

-От чего зависит выбор знака препинания в БСП? (От смысловых отношений между простыми предложениями в сложном.)

3. Работа с распределительной схемой.

- Какие знаки могут стоять в БСП? ( , ; : - )
-Назовите виды смысловых отношений и распределите их по группам в зависимости от знака препинания.
-Сделайте вывод о постановке знаков препинания в БСП. (монологический ответ ученика)

4. Работа с деформированной таблицей на местах.

-Дополните таблицу недостающей информацией.
-Проверьте методом взаимной проверки.
-Глядя на эти примеры, скажите, какова сфера употребления БСП? (БСП привносят в речь лаконичность и эмоциональность, широко применяются в художественном стиле как в прозе, так и лирической поэзии, различных фольклорных жанрах. Наряду с этим они используются и в разговорной речи. Бессоюзная связь усиливает выразительность фразы. БСП свойственны эмоциональность, динамичность, лёгкость, простота, изящество и экспрессия.

4.Схематический диктант

Жизнь далёкие пути отмерила(?)
Побродил я широко вокруг(?)
Вдосталь изучил природу Севера(?)
Согревал меня лучистый Юг…
Благодарный миру за доверие(?)
Выложу всю правду не тая(?)
Всё ж не насладился в полной мере я
Дивным совершенством бытия.

-Постройте схемы обоих предложений. Укажите, какие смысловые отношения связывают простые предложения в БСП?

-Каким представляется вам лирический герой этих поэтических строк? (Влюблённый в жизнь, с распахнутой душой, жаждущий новых впечатлений и открытий.)

5. Проверка индивидуальной работы на доске.

-Всем известно, что любимым временем года А. С. Пушкина была осень. Какие строчки об осени являются, пожалуй, самыми известными?

Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса:
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и золото одетые леса…
(Учащийся объясняет постановку знаков препинания)

-А какое время года более всего воспел в своих стихах Д. Н. Кугультинов? Почему? (Калмыцкая степь особенно преображается весной.)

-Какие строчки поэзии Д. Н. Кугультинова первыми всплывают в памяти из тех, что изображают красоту весенней степи?

Как ты прекрасна, степь моя, в апреле!
Хрустально-звонкий воздух, и простор,
И колокольчик - жаворонка трели!..
Ты музыка, чьи звуки с давних пор
Какой-то гений, в неизвестность канув,
Переложил на живопись тюльпанов.

- Обратимся снова к стихам и попутно проверим индивидуальную работу по карточкам.

- Какими отношениями связаны простые предложения в следующем отрывке? (Временные).

- Постройте схему 1-го предложения.

Карточка № 1

Апрель, апрель зелёный
Шутя взмахнёт платком (?)
Спадают с глаз заслоны…
Друзей мы в гости ждём.

- Какой троп (изобразительно - выразительное средство) использовал Д. Н. Кугультинов в этих строчках? ( МЕТАФОРА, ы, ж. [<греч. metaphoraперенос]- это троп, состоящий в употреблении слов и выражений в переносном смысле на основе сходства, сравнения (напр., подошва горы, глазное яблоко, утро жизни).

Карточка № 2

- В своих стихах поэт отдал дань уважения и поклонения самому яркому украшению калмыцкой весенней степи- тюльпану, сравнив их с отважными бойцами на поле брани.

К самому красивому тюльпану
Тянется рука сама собой.
Самый смелый погибает рано(?)
Первым он вступает в смертный бой.

- Какими отношениями связаны простые предложения в следующем отрывке? (Причинные).

- Постройте схему данного предложения.

-- Какое изобразительно - выразительное средствоиспользовал поэт в этих строчках?Дайте его определение (ЭПИТЕТ, а, м. [<греч. epithetosприложенный].Разновидность тропа: образное, художественное определение(напр., седой туман).

6. Объяснительный диктант

-Объясните выбор пунктуационного знака препинания в следующих предложениях.

а)Тучи появились в небе чистом(?)
Потемнели(?) дали обложив(?)
Над землёю с трепетом и свистом
Низко-низко реяли стрижи.

Б)Вот и нынче(?) прекрасно устав(?)
Я поднялся неспешно по склону(?)
За спиной у меня – Элиста(?)
Луг шумит подо мною зелёный…

7. Готовимся к ЕГЭ!

-Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении?

Мне подарена весною
О безмерном счастье весть:
То ли ты всегда со мною,
То ли ты весна и есть?
(Д. Н. Кугультинов)

1) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на причину того, о чем говорится в первой части.

2) Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения.

3) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на следствие того, о чем говорится в первой части.

4) Вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет, раскрывает содержание того, о чем говорится в первой части.

8. Конструирование

-Красоту степи можно передать по-разному: красками, как это делают художники, звуками музыки и стихами, подобно поэтам.

-Посмотрите на репродукции удивительно красивых полотен художников, послушайте и насладитесь музыкой из цикла «Времена года» П. И. Чайковского (фрагмент «Апрель») и создайте свои предложения.

Iвариант

А) Я взглянул на небо…
(значение дополнения)

Б) Цветущую степь невозможно забыть…
(причина)

II вариант

А) Взошло солнце…
(время).

Б) День выдался удивительный…
(пояснение).

8. Медиа- лекция в рубрике «Занимательная лингвистика» кандидата филологических наук Манджиевой Элины Борисовны

IV. Контроль

Контрольный цифровой диктант по тексту стихотворения Д. Н. Кугультинова «Смерть сайгака, или расстрелянное утро.

КЛЮЧИ

VI. Выводы по уроку (делает учащийся). (На фоне тихо звучащего музыкального клипа «Ой, ты степь широкая…»

VII. Заключительное слово учителя, оценивание.

VIII. Д/ЗНаписать сочинение-миниатюра (можно в стихах)на тему «Родная калмыцкая степь»