+7(84722) 4-51-42
elistalyceum@mail.ru
г. Элиста, ул. Губаревича, д.14

Уроки Победы

Мероприятия
9 Мая 2020

    На протяжении десятилетий День Победы 9 мая остаётся в России самым трогательным праздником и славной датой. Это особый день в жизни и истории российского государства — День всенародного торжества. Великая Отечественная война 1941−1945 годов закончилась 9 мая 1945 года полной победой советского народа над гитлеровской Германией. В кровопролитной борьбе советские люди смогли отстоять свой суверенитет, защитить Родину. Разгромив ударные силы врага, Советский Союз внёс решающий вклад в дело спасения Европы и мира в целом.

   В эти майские дни учителя Элистинского лицея и обучающиеся вместе со всей страной вспоминают события Великой Отечественной войны, отдают дань памяти всем ее участникам. Сохраняя память о войне, ее героях, педагогический коллектив и ученики становятся участниками самых разных мероприятий, в том числе проводят уроки, посвященные 75-летию Победы.

   Традиционно в эти дни в лицее проводится акция «Читаем вместе о войне». В этом году, несмотря на дистанционный формат обучения, педагоги и лицеисты сохранили эту традицию и многие уроки посвятили Великой Победе.

   Учителя русского языка и литературы обратились к творчеству писателей и поэтов – участников Великой Отечественной войны.

    В 8 «Б», 8 «В» классах проведены уроки по теме «Детство, опалённое войной» (учитель Музраева С.Б.), на которых шел разговор о драматических судьбах детей в период насильственного переселения народов в период войны. Чтение глав романа А.Приставкина «Ночевала тучка золотая», анализ отдельных эпизодов были нацелены на воспитание толерантного отношения к людям разных национальностей, формирование таких важных нравственных качеств, как гуманизм, милосердие, доброта, справедливость.

   Урок-размышление в 10 «А» классе по теме «Мы мир храним, пока мы помним о войне», который провела Манджиева Е.К., получился проникновенным и глубоко прочувствованным всеми участниками. Результатом урока стала видеозапись, на котором ребята читают стихотворение А.Т.Твардовского «Я убит подо Ржевом…».

   В 10 «В» классе на уроке по теме «Проблемы восприятия и осмысления войны в романе Д.Гранина «Мой лейтенант» (учитель Дженгурова Б.Н.) лицеисты размышляли над диалогом автора-рассказчика, зрелого, мудрого, знающего цену жизни и научившегося противостоять обстоятельствам человека, со своим вторым «я», с тем молодым, импульсивным, дерзким, романтичным 22-летним лейтенантом Д., который отправился на фронт добровольцем-ополченцем, прошёл мясорубку отступления и Лужский рубеж, вечную неразбериху, столкнулся с разными людьми и нечеловеческими обстоятельствами. В поиске ответа на вопрос «Могут ли ужиться в одном человеке его прошлое и настоящее?» десятиклассники попытались примирить две правды, два разных человека, каждый из которых живёт своей жизнью. На уроке были прочитаны главы из романа «Горе побежденным», «На нарах», «Снайпер», «Большие мелочи», «Шальная пуля», «Годовщина», «Экскурсия».

   Учителя калмыцкого языка и литературы также провели уроки в рамках участия в проекте «Читаем вместе». В 8 классах Арманова Н.А. предложила для анализа стихотворение В.Нурова «Дяяня цагин одмг» («Хлеб военной поры»). Дорджиева Г.С. вместе с учениками 8 «А» класса прочитала отрывки из повести М.Нармаева «Сталинградск баатрмуд» («Защитники Сталинграда»). На уроках Дорджиевой Г.С. и Нарановой И.В. десятиклассники над размышляли над проблемами, поднятыми в повести А.Тачиева «Салдсин эк» («Мать солдата»).

   Под руководством Нарановой И.В. обучающиеся 10 «А» класса организовали совместное чтение произведений калмыцких авторов военной тематики и создали 20-минутный видеоролик.

   Урок в 9 «В» классе по поэме «Тамара» С. Каляева провела Арманова Н.А., посвятив его подвигу партизанки Тамары Хахлыновой. Учащиеся предварительно получили задание поискового характера: необходимо было подготовить сообщения или презентации о Тамаре Хахлыновой и подвигах других юных героев – участников партизанского движения в калмыцких степях. Подготовленные учениками сообщения были очень содержательными, в них излагались сведения, полученные из разных источников. Ребята в конце урока учащиеся сделали вывод: что несмотря на юный возраст юноши и искренне восхищались мужеством, патриотизмом, преданностью родной земле юношей и девушек, которые совершали подвиги и отдавали свои жизни за Родину, потому что горячо любили ее. В завершение урока девятиклассники пришли к выводу о том, что мы не должны забывать о событиях и героях войны, что память - часть нашей культуры, национального самосознания, если, мы хотим остаться народом, жить и процветать, мы обязаны помнить.

   Учителя английского языка Босхаева Н.Б., Давыдова И.Б., Джунгурова Н.Ц., Улюмджиева В.А., Шарапова Г.А. организовали флешмоб, участники которого прочитали стихотворение К.Симонова «Жди меня» на английском языке. Кроме этого, на уроках английского языка во всех классах лицеисты представили свои презентации, в которых рассказали о своих близких и родных - участниках Великой Отечественной войны. В рамках недели английского языка 19 февраля в лицее под руководством Давыдовой И.Б. был проведен конкурс ораторского искусства по теме «Почему я горжусь этой победой». В нем участвовало 10 лицеистов. Победителем в номинации «Мои предки – участники Великой Отечественной войны» стала обучающаяся 10 Г класса Берикова Г., 2 место заняли Цебеков К., ученик 10 В класса, и Цондинова Н., ученица 10 А класса. В номинации «Мое отношение к Великой Отечественной войне» победителем стал Батырев Алдар, ученик 10 А класса, 2 место занял Бюрчиев Илья, также ученик 10 А класса.

   В 8 «А» классе квиз по теме «Great Patriotic war», посвященный событиям и героям Великой Отечественной войны, подготовили и провели Буваева Айса и Шовгурова Даяна (учитель Шарапова Г.А.) .

   Учитель Босхаева Н.Б. провела уроки памяти во всех своих классах. На уроках в 8 «А», 8 «Б» классах по теме «Thank you for the Victory» ( Cпасибо за Победу) Эльвина Самхаева показала презентацию и рассказала о прадедушке Хайсако ве Павле Георгиевиче, офицере, прошедшем войну со Сталинграда до Германии и принявшем участие в Параде Победы в Москве в 1945 году, награжденном 5-ю орденами и 16-ю медалями; Урубжурова Алтана выступила с интересным сообщением о великом полководце маршале Г. Жукове; Юлия Лиджиева рассказала о пионере- герое Марате Казей, 14-летнем партизане, геройски погибшем в 1942г. Айса Поваева, Санджи Кегяриков и Арлтан Лиджаев рассказали о своих прадедушках - участниках Великой Отечественной войны. В 9 «Г» классе на уроке по теме «The Heroes whom we admire» (Герои, которыми мы восхищаемся) Алина Кикенова рассказала о своем прадедушке участнике войны; Надвидова Данара и Носков Владимир выступили с сообщением о знаменитом снайпере тунгусе Номоконове Семене Даниловиче. Данзан Менкеев рассказал о первом калмыцком Герое Советского Союза Эрдни Деликове. Роман Кулаков восхищается танкистом З.Г. Колобановым, называет его настоящий ас. Все учащиеся дали друг другу советы, как, из каких источников узнать больше о героях войны. Об этом же говорили и ученики 9 «В» класса на уроке по теме «We remember and worship you» (Мы помним и преклоняемся). Выступила Амуланга Муджигаева с презентацией о своем прадедушке С.А. Бельтрикове, воевавшем под Ленинградом, Кронштадтом и Ригой. Даяна Бембеева подготовила сообщение о партизанах-земляках Тамаре Хахлыновой и Володе Косиеве. В 10 Г классе Нелли Сангаджиева подготовила презентацию о своем прадедушке Шуптинове Алексее Кирилловиче, прошедшем войну со Сталинграда до Австрии. Учащиеся всех классов дали друг другу советы узнать больше о своих земляках- героях войны, решили, что надо побольше читать и разузнать о пионерах-героях, которые были их ровесниками.

   Учитель английского языка Давыдова И.Б. в 10 «А» классе провела урок-квиз «75 лет Великой Победы». Цель — воспитание чувства патриотизма и бережного отношения к историческому наследию Родины. Квиз состоит из 3 раундов:

1 раунд — В каком городе происходит событие?

2 раунд — Крупнейшие полководцы ВОВ и Второй мировой войны

3 раунд — Коренной перелом и крупнейшие наступательные операции

В ходе квиза была представлена история победоносного завершения Великой Отечественной войны советского народа против немецко-фашистских захватчиков и одержанных исторических побед Красной Армии, которые увенчались полным разгромом гитлеровской Германии. Содержание квиза воспитывает чувство гордости за свою Родину, за своих дедов и прадедов.

   На уроке английского языка в 10 «Г» классе (учитель Улюмджиева В.А.) Антопкин Олег представил интересное сообщение о помощи США во время Второй мировой войны, которое способствовало формированию адекватного представления о взаимодействии государств в ситуации мировых военных конфликтов. Для обучающихся 11 «А», 11 «Г»,10 «Г» классов была проведена викторина по теме «Вторая мировая война». Вопросы об основных датах, имена героев, городах и событиях не только способствовали расширению знаний о войне, но и расширили лексический запас изучаемого языка.

   На уроке в 9 «Г» классе были подведены итоги участия лицеистов во всероссийском проекте «Бессмертный полк фронтовых писем», который был реализован под руководством Шевеновой С.И. В течение учебного года ФКГОУ «Средняя общеобразовательная школа № 8» г.Севастополя при активном участии образовательных организаций из многих регионов России занимались выявлением, собиранием и архивированием памятников фронтовой письменности военного периода. Работа проводилась в музеях, в том числе школьных, частных коллекциях, архивах. Лицеисты Манджиева Дельгира, Чимидова Даяна рассказали о письмах Онгульдушева М.А., Маташкаева Милена, Мучкаев Игорь, Анюшев Ричард работали с письмами Героя Советского Союза нашего земляка Зигуненко И.Е., Летукова Полина из 10 «А» класса поделилась рассказом о своем прадеде Савкине К.К. и показала его фронтовые письма. Ребята зачитали свои письма, обращенные к ветеранам, высказали свое отношение к памяти о войне. Все благодарили фронтовиков, тружеников тыла, своих героических предков за их мужество, за то, что мы живем в мирное время.

   На многих уроках лицеисты размышляли о проблеме роли искусства в военные годы. Так, обучающиеся 9 «В», 9 «Г» классов защищали проектные работы по общей проблеме «Как искусство помогало одержать Победу над фашизмом» (учитель Манджиева Е.К.). Лицеисты работали в группах и представили свои работы по темам: «Слово, войной мобилизованное и призванное» - о поэтах и писателях, прошедших войну, «И музыка врага громила» - песни о войне, «Живопись военных лет», «Кинематограф в годы войны».

   На уроке мировой художественной культуры в 10 «А» классе по теме «Молчат ли музы, когда говорят пушки…» (учитель Дженгурова Б.Н.) ученики рассказали о неоценимом вкладе в победу многих художников, музыкантов, кинематографистов. Интересным было сообщение об агитационных плакатах, которые во всем мире были признаны вершиной агитационно-пропагандистского искусства. На уроке прозвучали самые известные военные песни в исполнении Клавдии Шульженко, Лидии Руслановой, Леонида Утесова, Марка Бернеса, вспомнили историю создания Седьмой (Ленинградской) симфонии Д.Шостаковича.

   Урок истории в 10 Г классе по теме «Музы вели в бой» (учитель Манцева К.Э.) также был посвящен огромному вкладу деятелей культуры в Великую Победу. Были подготовлены презентации и сообщения по темам: «Кинематограф в годы войны», «Кукрыниксы», «Военные корреспонденты - поэты и писатели», «Концертные фронтовые бригады (К. Шульженко, В.Серова, М.Бернес)», «Композиторы Д.Шостакович, И.Дунаевский», «Фотожурналистика», «Калмыцкий драматический театр в годы войны», «У.Б. Лиджиева. Песня «Нюдля».

   На уроках естественнонаучного цикла шла речь о вкладе ученых в Победу. 27 апреля в 10 «В» классе прошел урок, посвященный 75-летию Победы на тему «Физика в годы Великой Отечественной войны» (учитель Манжиева Т.С-Г.). Цель урока: знакомство с учеными - физиками и техникой времен войны. Учащиеся подготовили презентации по теме урока, активно участвовали в обсуждении технических характеристик боевой техники. Такие устройства, как кумулятивные снаряды, бронетанковая техника, противотанковые мины, самолеты, генераторы, были рассмотрены учащимися не только с точки зрения основных характеристик (модели в разрезе, анимация), но и с приведением аналогов за рубежом, их отличием и функциональностью. Десятиклассники познакомились с именами ученых - физиков, изучили характеристики техники того времени, провели анализ боевых машин и механизмов нашей страны и за рубежом.

    4 мая публичную лекцию по теме «Наука ковала Победу» для обучающихся 10 «Б» класса провела Тепкеева И.И. Лекция посвящена ученым-химикам, которые в годы Великой Отечественной войны внедряли в производство новые технологии. Рассмотрели прорывные технологии на примере ИЛ-2: бронированная сталь, секретный полимер «К-4» для остекления кабины, производство авиационного топлива, промышленное производство тринитротолуола. В завершении лекции лицеистами сделаны выводы, что доблестный труд тружеников тыла и ученых-химиков приближали день Победы. На лекции присутствовали: директор Ширипова Е.Э., заместитель директора по ВР Чурюмова Е.Ю., учителя истории Шевенова С.И. и Опуева В.А., учителя методического объединения естественных дисциплин Гаряджиева Е.В., Беспалов М.З.

   Урок — семинар для учащихся 8 «б» и 11 «в» классов по теме «Знамя победы - наука?» провела Харцхаева О.А. Цель - организация деятельности учащихся по освоению знаний о достижениях учёных-физиков в совершенствовании военной техники, роли науки в Победе в Великой Отечественной войне. Учащиеся узнали о том, какой вклад в Победу внесли учёные-физики, вспомнили их имена, познакомились с техникой того времени, выступили с сообщениями и презентациями. Учащиеся 11 «В» класса смогли продемонстрировать расчетную задачу по теме «Баллистика». В завершении урока ученики пришли к выводу, что лозунг «Знамя победы - наука!» справедлив в отношении всех ученых, которые внесли неоценимый вклад в дело Победы.

   Урок в 8 «Б» классе по теме «Биологи в огненные годы войны. Вклад ученых-микробиологов в победу в Великой Отечественной войне» провела Джалсанова С.С. Учащиеся познакомились с достижениями отечественных микробиологов в годы войны, с работой отечественных учёных на благо победы; закрепили знания о плесневых грибах и их значении для человека и медицины. Восьмиклассники презентовали сообщения по следующим темам: «Что такое плесень. Плесневые грибы. (Виртуальная лаборатория. Демонстрация». Строение плесневого гриба», «Александр Флеминг. История открытия пенициллина». «Зинаида Виссарионовна Ермольева – выдающийся ученый-микробиолог, создатель ряда отечественных антибиотиков». Ребят увлекла история развития микробиологии в тяжёлые военные годы, история маленькой и скромной плесени, спасшей наших отцов и дедов на фронтах великой Отечественной войны.

   На уроках математики в 9 «В» и 10 «В» классах (учитель Лиджиева Н.О.) состоялась защита учебных проектов по теме «Вклад ученых-математиков в Победу». Цель проекта: формирование у учащихся исторической памяти на фактах, связанных с открытиями ученых математиков, которые значительно усиливали мощь авиации, флота, артиллерии, армии; формирование представлений о прикладной роли математики, ее связи с другими отраслями науки, техники, жизни. Санан Егоров, Цеденов Мерген, Шкуров Цецен, Суянов Алтан выступили с глубоким пониманием математической сути и исторической значимости исследуемого вопроса и рассказали о М.А.Лаврентьеве, И.И.Гвайе, А.П.Александрове, М.В.Келдыше, А.А.Ляпунове, Н.А.Глаголеве, Ю.В.Линнике, А.Н.Крылове, С.Н.Бернштейне, А.Н.Колмогорове, Е.Б.Пасько

   Урок химии в 10 «В» классе по теме «Наука- фронту» провела Чимидова В.М. в целях воспитания у обучающихся патриотических чувств, расширения представлений о мужестве и отваге нашего народа, формирования чувства гордости за отечественную науку. Урок-конференцию посвятили вкладу ученых-биологов и химиков в Великую Победу над фашисткой Германией. Учащиеся подготовили групповые учебные проекты и проанализировали сложнейшую работу ученых в годы войны. В ходе урока ребята проанализировали и выяснили, какую роль сыграли ученые - биологи и химики в для приближения великой победы, познакомились с именами великих ученых, работавших над созданием специальных пищевых, медицинских, технических препаратов, боеприпасов, зажигательных смесей, поиском новых видов сырья и энергии. С результатами своих работ выступали Бадмаев Валерий, Суянов Алтан, Григоренко Георгий, Егоров Санан, Менкубушаев Виктор, Василенко Дмитрий, Босхомджиев Айта, Четырев Санал.

   Заинтересованность лицеистов, их искренняя погруженность в выполнение полученных заданий, многообразие форм, тем, видов организации деятельности обучающихся свидетельствуют о том, что тема священной Победы продолжает волновать наши сердца и остается главной темой для сохранения памяти о героях и событиях Великой Отечественной войны,


Возврат к списку